Защитные устройства в электрических мостовых кранах

Статья о видах защитных устройств мостового крана.

Л. А. ФИЛАТОВ и А. С. СЕРГЕЕВ

Крановое хозяйство заводов имеет сложное оборудование. Обслуживающему персоналу (крановщикам, электромонтерам, электрослесарям) во время работы и ремонта приходится находиться около неизолированных электропроводов под напряжением 220-380В: Поэтому технике безопасности в электрокрановых установках необходимо уделять максимальное внимание.

За последнее время инспекцией Котлонадзора и правилами безопасности предусмотрены дополнительные обязательные требования, направленные на устранение опасности при обслуживании мостовых кранов.

Коллектив электриков Коломенского паровозостроительного завода провел ряд мероприятий по улучшению техники безопасности при эксплуатации кранов.

На рисунке 1 дана принципиальная электрическая схема управления электродвигателями крана, которая принята в настоящее время на заводе. Здесь же показан небольшой участок главных троллейных проводов.

Блокировка дверцы люка

Правилами техники безопасности предусмотрена бло¬кировка дверцы люка всех электрических кранов, име¬ющих поперечные троллейные провода, расположенные над настилом фермы. Эта блокировка предназначена для автоматического отключения (обесточивания) поперечных троллейных проводов крана при открывании дверцы в момент выхода человека через люк на мост крана.

Блокировка дверцы люка осуществляется за счет введения конечного вы-ключателя 1 в цепь питания катушки 2 главного линейного контактора.

На рисунке 2 приведена кон¬струкция выключателя. Он состоит из корпуса 1 с крышкой (крышка не показана), направляющей 2, штока 3, пружины 4 и нормально открытых контактов 5. При закрытой дверце нормально открытые контакты 5 замкнуты (дверца люка нажимает на выступ штока 3 в точке А) и цепь катушки главного контактора включена. При открывании дверцы люка нормально открытые контакты 5 под действием пружины 4 размыкаются, и катушка главного линейного контактора отключается от сети и обесточивается. Если дверца люка открыта, включить главный линейный контактор невозможно. Электрический мостовой кран при закрытой дверце люка включается нажином кнопки «пуск».

На рисунке 3 показано место установки выключателя дверцы люка.

Ключ-марка

Электрическим краном должен управлять только крановщик. На практике же бывают случаи, когда во время отсутствия крановщика управляет краном слесарь или электрик, что может привести к авариям и несчастным случаям.

Чтобы исключить такую возможность, в цепь питания катушки 2 главного линейного контактора ввели ключ-марку 3 (см. рисунок 1), который устанавливается в кабине крановщика. Ключ-марка одного крана не должен подходить к другим. Уходя, крановщик вынимает ключ-марку, размыкая тем самым цепь катушки главного линейного контактора и отключая кран от главных троллейных проводов пролета. Схема ключа-марки показана на фиг. 4.

Его конструкция очень проста и со¬стоит из основания 1, на котором располагаются подвижной контакт 2 и неподвижные контакты 3, и съемного металлического стержня 4 с усиками 5 и изоляционной ручкой 6. Покрывается ключ-марка кожухом 7 (показан пунктиром).

Действие ключа-марки сводится к следующему. Стержень 4 вставляют в стойку 8 так, чтобы, усики 5 вошли в продольные пазы стойки. Затем на стержень нажимают рукой до отказа, преодолевая усилие пружин 9, 10 и 11, и поворачивают его по часовой стрелке до упора; при этом усики 5 входят в поперечные пазы стойки 8 и стержень 4 остается в таком положении. Подвижной контакт 2 замыкает неподвижные контакты 3 и включает цепь питания катушки главного линейного контактора. После этого мостовой кран готов к работе.

Во время работы крана ключ-марка должен находиться в стойке 8. Если ключ-марку вынуть из стойки 8, контакты 3 разомкнутся, цепь катушки главного линейного контактора разорвется и контактор отключит кран. Разная длина пазов в стройке 8 и соответствующее расположение усиков 5 на стержне 4 дает возможность иметь различные ключи-марки, подходящие только к определенным кранам. Внешний вид ключа-марки без кожуха показан на рисунке 5.

Нулевая блокировка контроллеров

Контроллеры старых конструкций типа КТ-15, КТ-354, КТ-355, Д-102 и другие не имеют нулевых сегментов. Вследствие этого на кранах, оборудованных такими контроллерами, нулевой блокировки не делалось. Если кто-то из обслуживающего персонала (крановщик, электромонтер) случайно оставлял при уходе с работы какой-либо контроллер не в нулевом положении, то при включении контактора самопроизвольно включался электродвигатель этого контроллера, создавая рывок мостового крана. При этом были возможны аварии и несчастные случаи.

Не всегда есть возможность заменить все контроллеры старых конструкций новыми типа КТ-2005, КТ-3005, КТ-4006 и другими со специальными сегментами для нулевой блокировки. Поэтому на контроллерах старых конструкций нулевая блокировка осуществляется дополнительными приспособлениями.

В контроллерах КТ-15, КТ-354 и КТ-355 на барабан устанавливают два дополнительных пояска-сегмента, которые при нулевом положении контроллера замыкаются через бобышки. В контроллерах Д-102, где установка дополнительных поясков-сегментов невозможна, нулевая блокировка достигается установкой конечного выключателя и кулачка, укрепленного на маховичке. На рисунке 6 показано расположение выключателя и кулачка на контроллере.

При нулевом положении контроллера кулачок маховичка нажимает на выступ штока выключателя в точке А (см. рисунок 2) и замыкает нормально открытые контакты 5. При повороте маховичка контроллера из нулевого положения контакты 5 размыкаются. Как видно из рисунка 1, контакты 15 нулевой блокировки контроллеров введены в пусковую цепь катушки главного линейного контактора последовательно. Поэтому, если хоть один контроллер находится не в нулевом положении, включить контактор, нажимая на кнопку «пуск», невозможно.

Выключатель для обесточивания троллейного провода при его обрыве

Троллейные провода мостовых электрических кранов имеют жесткое или свободное крепление – подвеску. При свободном подвесе троллейного провода необходимо иметь механический или электрический выключатель, обесточивающий троллейный провод в случае обрыва. Конструкция механического выключателя, его расположение и внешний вид показаны на рисунках 7, 8 и 9. Двухгодичная эксплуатация выключателя дала положительные результаты: при обрыве троллейного провода он всегда срабатывал.

По конструкции выключатель очень прост и может быть сделан любым заводом.

Принцип действия выключателя состоит в следующем. В рабочем состоянии троллейный провод (см рисунок 7), преодолевая усилие пружины 2, сжимает ее и замыкает контакты 6. Контакты 6 всех выключателей включены последовательно в цепь катушки К контактора, включающего главные троллейные провода. Обрыв любого провода освобождает пружину 2 выключателя, к которому данный провод прикреплен, и его контакты 6 размыкаются. Катушка К контактора отключается, его главные контакторы ЛК размыкаются и главные троллейные продольные провода Л1, Л2 и ЛЗ обесточиваются.

Количество механических выключателей соответствует количеству главных троллейных проводов: при трехфазном токе – три выключателя, при постоянном токе – два выключателя.

Пружины 2, устанавливаемые в газовых трубах 1, рекомендуется изготовлять из стальной проволоки марки 50XФА по ОСТ 3704-52. Диаметр проволоки пружины для троллейных проводов различных сечений указан в табл. 1.

Электрический ограничитель грузоподъемности

Этот прибор служит для предохранения электрических подъемных кранов от чрезмерных перегрузок, которые могут привести к поломкам, обрывам тросов и авариям. Электромеханический ограничитель грузоподъемности подвешивается снизу тележки крана вместо уравнительного ролика. Уравнительным роликом в данном случае служит нижняя часть прибора. Конструктивная схема прибора дана на рисунке 11.

Контакты конечного выключателя 13 включены в цепь катушки главного линейного контактора мостового крана. При срабатывании конечного выключателя его контакты размыкаются, катушка главного линейного контактора обесточивается и кран отключается. (На рисунке 1 эта блокировка не показана. Контакты конечного выключателя 13 в этом случае следует ввести последовательно в цепь катушки).

Если поднимаемый груз не чрезмерен, пружина 7 сжимается незначительно и валик конечного выключателя 13 скользит по цилиндрической части втулки 11. Когда же груз превышает допустимый предел, пружина 7 сжимается настолько, что конусная часть втулки 11 нажимает на валик конечного выключателя и размыкает его контакты; при этом кран отключается.

Действие электромеханического ограничителя грузоподъемности проверяют тарированным грузом, соответствующим грузоподъемности крана; при этом конечный выключатель срабатывать не должен. Если же груз увеличить на 25%, конечный выключатель должен сработать и отключить мостовой кран.

Настройка прибора на заданную грузоподъемность крана должна быть зафиксирована положением втулки 11. После настройки втулку зажимают фиксирующим- контрольным винтом 16 и накладывают на нее пломбу 17 с клеймом инспекции Котлонадзора. Прибор рекомендуется проверять через 6-12 месяцев, в зависимости от грузоподъемности крана и условий его работы.

Роликоловители и ограждение троллейных проводов

При большой загрузке кранов валики роликов токоприемников изнашиваются и ролики падают, что часто приводит к несчастным случаям. Поэтому техникой безопасности должно быть предусмотрено ограждение роликов токоприемников, чтобы при износе валика они не могли падать.

На заводе разработано и внедрено несколько конструкций роликоловителей (рисунок 12) как для троллейных: проводов с жестким креплением, так и со свободным.

Роликоловители для троллейных проводов с жестким креплением показаны на рисунке 12 а, б и в. Конструкция, -показанная на фиг. 12а, состоит из обоймы, сделанной из железного листа с прорезом в середине для прохода провода. Обойма огибает роликовый токоприемник и в случае, если валик изношен, удерживает ролик от падения. Конструкция, приведенная на рисунке 12б представляет собой железный ящик, изготовленный из листового железа толщиной 1 мм, который устанавливают на стойке под основанием роликовых токоприемников. Конструкция, показанная на рисунке 12в, более совершенна, чем предыдущая. Здесь имеется возможность, не отключая троллейных проводов, откидывать площадку 1 с токоприемниками для их ремонта или замены. Откидное положение площадки на фигуре показано пунктиром.

Роликоловители для троллейных проводов со свободным подвесом показаны на рисунке 12 г и д. Первая конструкция рассчитана для одинарного ролика, вторая – для парных роликов токоприемников.

^ Наверх